Страницы

четверг, 20 марта 2014 г.

ХАОС, ПОРЯДОК, СИСТЕМЫ ...

Неклассическая теория систем. Часть 3.

Прежде чем перейти к более углубленному рассмотрению энерго-информационных процессов, происходящих в человеческих системах, вкратце повторим уже сделанные наблюдения.

1. По отношению к любой системе существует внешний Разум, для которого определенный набор элементов и связей между ними и представляется системой. Этот Разум стремится использовать систему в своих интересах, оказывая на нее внешнее целенаправленное воздействие.

2. Внешней средой для любой системы является определенный набор параметров и их диапазонов пространства и времени.

3. Внутри любой системы присутствует как минимум управляющий код, а как максимум Разум, стремящийся обеспечить ее целостность и развитие в определенном направлении (для всех, кроме искусственных систем).

4. Элементами любой сложной системы являются системы меньшего порядка. Все человеческие системы являются сложными, поскольку сам человек является системой.

5. Все элементы и связи между ними являются объектами, потребляющими энергию, то есть энергозависимыми. Энергия для поддержания целостности элементов системы и существующих между ними связей возможна к получению лишь из внешней среды, либо за счет энергии хаоса, образующейся при разрушении иных элементов системы и связей между ними.

6. В человеческих системах Разуму, осуществляющему субъективное (изнутри) управление системой противостоят разумы систем меньшего порядка, действующих в своих интересах. В результате уровня саморазвивающихся систем может достичь ли та, в которой интересы систем-элементов сонаправлены субъективному управляющему воздействию, а связи между всеми элементами максимально гармонизированы.

Все эти моменты были так или иначе описаны в предыдущих частях материала. Теперь перейдем к более углубленному рассмотрению вопросов функционирования человеческих систем.

Крайне важно понимать, что ни одна человеческая система не является замкнутой. Любой человек, как первичный элемент человеческих систем, помимо того, что сам является системой, еще и принадлежит как элемент сразу некоему множеству различных систем, зачастую не имеющих друг к другу никакого отношения или находящихся зачастую в конкурентных отношениях между собой. Например, человек одновременно является частью систем «семья», «рабочий коллектив», «дружеский круг», «народ», «государство», «человечество». И это далеко не полный список таковых систем. Все они так или иначе пересекаются (на самом человеке), от чего человек оказывается автоматически раздираем ими на части.

Семья требует, чтобы все внимание человека было сосредоточено на ней. Но она вынуждена мириться с тем, что работа является для человека источником заработка и как следствие источником ее собственного энергопотребления. В связи с этим семья допускает, чтобы определенное (нормальное с ее точки зрения) время человек проводит на работе и вне семьи. Но как только это время превышает некий психологический параметр, либо заработок признается несоответствующим временным и физическим затратам, начинается конфликт, в острой форме приводящий либо к потере семьи, либо к потере (смене) работы. То есть к разрушению одной из систем с утилизацией освободившейся энергии оставшимися, либо с ее использованием для формирования новых систем взамен разрушенных.

Еще более конфликтными выглядят отношения семья – друзья. Семьей признается возможность и целесообразность наличия друзей лишь в тех случаях, когда она имеет от них какую-либо пользу (энергию), либо когда время, затрачиваемое человеком на общение с друзьями, признается семьей необходимым для получения самим человеком некоей толики энергии (например, в результате отдыха), которая потом используется в интересах семьи.

С народом в настоящее время все еще сложнее. Фактически в современном мире мы почти утратили эту идентичность. По крайней мере это относится к большим и старым народам. Именно этим объясняется тот факт, что малые и относительно народы, сохранившие пассионарность, все больше теснят другие, отвоевывая некогда чужое для них жизненное пространство. До определенного уровня этот процесс проистекает относительно незаметно. Но как только возникает угроза для более важных для человека систем, например, семьи, связи человека в системе народ оживают и стремятся восстановить статус-кво, наказать агрессора. В результате либо все восстанавливается (система народ устояла), либо энергии ослабленных связей не хватает, и старая система «народ» исчезает, питая высвободившейся энергией хаоса создание новой аналогичной системы.

Примерно то же происходит и в отношении системы «государство». В обычной жизни человек не слишком много уделяет ей внимания. Достаточно того, что его связи с ней образованы проживанием на определенной территории, принадлежащей этой системе, уплатой налогов и периодическим обращением в различные государственные органы в личных целях или целях более важных для человека систем. Но все меняется, если государство входит в жесткое противоречие в внешними по отношению к ней системами. В случае войны первым и естественным желанием человека является защита своей семьи. Но как только он понимает, что это напрямую связано с защитой государства, он начинает защищать именно эту систему. В обычной же жизни человек, практически любой, может, даже не замечая этого, действовать на ослабление и разрушение системы «государство». Примеров тому множество. Уход от налогов, трата денег вне страны в зарубежных поездках, способствование (в том числе пассивное) приходу к власти не защитников, а разрушителей системы, проведение интересов конкурирующих систем внутри страны и так далее.

Еще эфемернее выглядят связи человека с системой «человечество». Но тем не менее в каждый конкретный период времени в мире существует набор понятий, образующих так называемые «мораль» и «человеческие ценности». Сами по себе они являются продуктом манипуляции господствующей в данный момент Силы, претендующей на роль общечеловеческого управляющего Разума, либо одной из таковых. Но это не делает их менее эффективным оружием, воздействующим на сознание человека. Под влиянием иллюзий, сформированных этими инструментами управления, человек может начать осознанно действовать на разрушение более близких к нему систем (государство, народ, даже семья).

В принципе описанного вполне достаточно, чтобы понять, у каждого человека существует множество разнонаправленных векторов его связей в рамках различных систем. И его поведение под всем их воздействием будет либо хаотическим, либо усредненным, с энергетикой, близкой к нулю.

Как в этих условиях заставить человека действовать в интересах какой-либо большой системы? По большому счету существует лишь два принципиальных пути. Воздействие на низший и высший Разум человека. Низший, это инстинкты, среди которых главными являются страх и жадность. Высший, это реализация и эксплуатация духовных образов.

С точки зрения субъективного управляющего Разума, это достигается идеологическими и организационными методами. Но и сам этот субъективный управляющий Разум находится постоянно в том же двойственном (или даже множественном) состоянии, как и обычный человек. Происходит это за счет того, что энергопотоки внутри системы разнонаправлены и различны по сути. Часть систем (семья, друзья, народ) энергетически и по связям элементов имеют равноправный характер (символ – Круг). В таких системах энергия свободно циркулирует между всеми членами на равноправной основе (сколько дал, столько и получил обратно), недостаток энергии делится на всех, избыток используется для укрепления одновременно всех связей. Другая часть систем (рабочий коллектив, государство, человечество) имеют принципиально иной характер, они иерархичны (символ треугольник). В них энергия низовых элементов перераспределяется в пользу узловых до субъективного управляющего Разума включительно. А обратно идет поток энергии, оставшийся после полного удовлетворения энергопотребностей высших уровней.

Все это приводит к внутреннему конфликту в самом субъективном управляющем центре. С одной стороны, его управляющее властное положение в системе обеспечивается самой системой. Следовательно, он стремится к ее развитию и укреплению. Вне системы его самого не существует. Но если нет непосредственной угрозы существованию системы, то властное положение управляющего центра зависит по убыванию от ближайших узловых центров к простым элементам системы. Это заставляет центр неравномерно распределять энергию по элементам и связям в пользу ближайших и наиболее значимых. Но и это не все. Поскольку ни одна из человеческих систем на является замкнутой, то любой субъективный управляющий центр является элементом большей по масштабам системы, в которой он стремится занять также максимально привилегированное положение, что зачастую заставляет его действовать против интересов собственной управляемой системы. Именно под воздействием этого противоречия власти стран зачастую заключают международные соглашения, идущие вразрез с интересами собственных государств.

В следующей части будет рассмотрен комплекс основных энергоинформационных потоков в системах уровня «государство». Именно этот уровень позволяет со всей очевидностью выявить как возможности, так и дефекты управления со стороны системного Разума.

Комментариев нет:

Отправить комментарий