Страницы

среда, 19 марта 2014 г.

ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ОСНОВ ИЛИ ЕЩЁ РАЗ ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ


Неклассическая теория систем. - Часть 1.

Наткнулся недавно на определение слова «система» и задумался о том, насколько оно отражает истинную, а не поверхностную суть явления. Ведь понимание системы как «некоторой совокупности элементов, объединенных взаимосвязями между ними», это по сути ни о чем. Весь мир представляет их себя единую гигантскую систему, в которой все, что есть, то есть вся совокупность того, что можно назвать элементами, объединено взаимосвязями между собой.

Тем не менее мы выделяем на общем фоне огромное количество различных типов и классов объектов, которые одновременно являются элементами более общей системы и системами для составляющих их самих элементов меньшего масштаба. Например, звездная система является одновременно элементом галактики и системой для входящих в нее звезд и планет. Планета является элементом звездной системы и системой для всех видов органических и неорганических элементов, ее образующих. И так далее практически до тех пор, пока в качестве системы мы не станем рассматривать отдельные элементарные частицы.

Уже исходя из этого следует сделать вывод, что важнейшей характеристикой любой системы является значимость связей между ее элементами, то есть их относительная сила по сравнению со связями, образуемыми с любыми «внешними» к ней элементами Мироздания. Назовем эту характеристику условно «энергетика внутрисистемных связей», именно она отвечает за разграничение связей на внутренние и внешние и позволяет нам определить границы и состав системы.

Второй вывод, следующий из первого, заключается в том, что «измерить», пусть даже и «на глазок» энергетику связей и отделить систему от «внешней среды» может только тот, кто находится вне системы, а также обладает способностью соотнесения различных величин. Такими свойствами обладает только Разум. Получается, что понятие системы вообще не имеет смысл ВНЕ Разума, который эту систему выделяет из общей среды и как-то определяет ее параметры. Более того, Разум делает это именно на основе своих субъективных оценок, которые могут совершенно не разделяться другим Разумом, особенно имеющим другие параметры осознания самого себя и мира вокруг себя. Так, совершенно иначе воспринимает мир человек и любое из животных, хотя они оба обладают разумом. Да и два различных человека, обладающих принципиально разным уровнем интеллекта, видят мир совершенно разным.

Сделанный вывод приводит нас к довольно интересному подобию противоречия. Если мы не будем скатываться к философии субъективного идеализма, то будем вынуждены признать следующее. С одной стороны, мир существует объективно от нас и таков, каков есть со всеми различиями в связях между его элементами, а, с другой, именно и только Разум (в данном случае наш) способен эти различия заметить, осознать и на этой основе выделить из мира различные системы объектов.

Не вдаваясь в подробности, которые при необходимости можно рассмотреть в обсуждении позже, нам следует признать следующие моменты:

* Выделить из мира системные объекты способен только Разум определенного уровня осознания, обладающий абстрактным мышлением;

* Выделение из мира системных объектов этим осознанным Разумом возможно лишь потому, что взаимодействие элементов Мироздания объективно подчиняется некоторому набору Законов, существующих вне зависимости от наличия этого Разума. Но законы не возникают сами по себе, они также кем-то созданы. Причем, для их создания Разум, их создавший, сам должен находиться вне единой Системы Мироздания.

Вернемся на время к различию в мироощущении животного и человека. Первое, обладая индивидуальным разумом существенно меньшей мощности (уровня осознания) одновременно обладает в отличие от человека гораздо более мощным инструментом адаптации к миру, нежели человек. Примеров тому множество, взять хотя бы всем известное предчувствие грядущих катаклизмов (пожара, землетрясения и т.д.). Причем, предчувствие здесь не совсем верный термин, это именно твердое знание о грядущем, заставляющее животное четко действовать в подобных ситуациях совершенно определенным образом. Объясняется это кажущееся противоречие довольно просто. Все живые организмы (за частичным исключением человека) напрямую подключены к природному эгрегору планеты, который на самом деле ЗНАЕТ, обо всех серьезных изменениях и доносит это знание до всех подключенных к нему разумов. Этот двойной разум индивидуально-примитивный и эгрегориальный формирует образно-конкретное видение мира у всех своих носителей. Когда-то человек тоже был таким же. И в определенных смыслах обладание таким типом разума давало человеку огромные преимущества перед его сегодняшним типом – абстрактно-логическим. Например, возможности магического оперирования.

Но образно-конкретный тип разума имеет и свои ограничения. Он принципиально не способен к созданию чего-либо нового, информации о чем не содержится в эгрегоре. Ведь любое Творение опирается на знание определенных правил и законов, требующих своего осознания и применения. На это способен лишь Разум, обладающий абстрактно-логическим типом мышления.

Вернемся к понятию системы. Итак, мы имеем всегда неразделимую пару понятий Система - Внешний по отношению к ней Разум. Также мы имеем понятие энергии межэлементных связей, поддающееся количественному определению. То есть мы имеем Информацию. Фактически мы получили классическую Триаду понятий Разум-Энергия-Информация. Материю, как отдельную категорию, мы рассматривать не будем, поскольку по своей сути любая элементарная частица по своей сути представляет возбужденную определенным образом (за счет некоторого сочетания энергии и информации) Пустоту, то есть Ничто.

Наука об изучении Систем рассматривает различные видимые нам типы объединений элементов. Такие как химические, биологические, социальные и т.д. Мы же подойдем к вопросу с иной стороны. По типу их жизненного цикла. Это:

* Искусственные системы. К данному типу следует отнести те, которые будучи единожды созданы не способны к изменениям и срок жизни которых напрямую зависит от объема изначально закаченной в связи между элементами системы энергии, либо от постоянной подпитки извне. Причем, эту подпитку может обеспечить систему лишь внешний Разум. Непосредственно, либо через созданные им законы, распространяющиеся на данный вид систем. Примеров такого типа систем множество. К нему можно отнести все элементарные частицы и неорганические соединения элементов. Возьмем, например, обычный камень. Он образовался сначала в виде частицы Земной коры, затем в результате геологических изменений возникла гора, потом под воздействием природной стихии от горы откололась скала, от скалы отбился камень. Ни к каким процессам, кроме дальнейшего разрушения под воздействием внешних сил он не способен. Как только это внешнее воздействие окажется сильнее его внутренних связей, но продолжит свой распад. До уровня песка и потом пыли. Другим примером искусственной системы является любая автоматизированная технологическая линия. До тех пор, пока на нее подается электроэнергия, она за счет вложенных в нее извне человеческим разумом информационных программ способна к упорядоченному прогнозируемому функционированию. Но как только подача энергии извне прекращается, либо износ ее элементов превышает некий порог, вся система мгновенно превращается в простой набор составляющих ее элементов с фиксированным сроком «жизни». Разрушение такого типа систем полностью подчиняется закону энтропии. Как только сила межэлементных связей оказывается недостаточной по сравнению с внешним воздействием, эти связи распадаются, отдавая остатки энергии распада в окружающую среду.

* Самоподдерживающиеся системы. Принципиальное отличие этих систем от искусственных заключается в том, что помимо информации, формирующей межэлементные связи системы в ней содержится еще и информация о ней, как целостном объединении элементов, имеющих определенную ценность (для создавшего ее Разума). Для поддержания своей целостности система обладает механизмом собственного воспроизводства. Ни одна система в мире не способна бесконечно противостоять энтропийным процессам, даже элементарные частицы, напрямую созданные Творцом и подчиняющиеся наиболее базовым законам имеют свой срок жизни. Однако, энтропию можно обмануть. Воссоздавая себя на основе готовых информационных матриц. Например, продолжая себя в поколениях потомков. К этому типу систем относятся многие биологические системы за исключением высших.

* Адаптирующиеся системы. В каком-то смысле этот тип систем очень похож на предыдущий. Тем более, что точно оценить адаптационные свойства крайне затруднительно. Тем не менее, способность изменять себя (пусть и в ограниченных масштабах) для адекватного и наилучшего приспособления к условиям внешней среды достойно выделения в отдельный тип. Что такое способность к адаптации? Это уже наличие качественно иной жизненной программы. Если второй тип систем обладает простой воспроизводящейся программой, заданной извне, то адаптационные системы обладают неким подобием интеллекта, формирующим обратную связь с внешней средой. И не просто обратную связь, а способность анализа поступающей информации и в соответствии с этим изменять программу воспроизводства самой себя. Способность к противостоянию энтропийным процессам у таких систем еще больше. Ведь с энергетической точки зрения адаптация это способность перестраивать свои межэлементные связи таким образом, чтобы негативное воздействие на них извне было минимально возможным. Разновидностей подобных систем множество.

* Саморазвивающиеся системы. Этот тип систем в отличие от всех предыдущих уже обладает собственным полноценным интеллектом. Не только человеческим, но тем не менее. Интеллект позволяет менять саму систему в принципиально иных масштабах, руководствуясь не только программами выживания и адаптации, то есть изменениями информационных характеристик существующих связей, но и формированием новых связей, а также разрушением устаревших и ставших ненужными связей изнутри (без целевого внешнего на них воздействия). Кроме разрушения и создания связей интеллект саморазвивающихся систем способен на вовлечение в систему новых, до определенного момента внешних элементов. Еще одним важным признаком саморазвивающихся систем является их способность к усложнению межэлементных связей (увеличение числа связей для каждого или некоторых элементов системы, а также существенное увеличение их энергоемкости). Примером подобной саморазвивающейся системы является человечество, как социальная система. Это совершенно не означает, что каждая последующая социальная формация лучше предыдущей, это лишь означает, что каждая последующая является необходимым этапом дальнейшего развития человечества, как единого разумного сверх-организма. Как и любые типы систем до этого саморазвивающиеся системы не могут устранить действие закона энтропии. Но в отличие от иных они способны развиться до того уровня, когда способность черпать на свое воспроизводство и развитие энергии из Мира будет постоянно превышать разрушительную мощь энтропии. Пределом жизни такой системы будет срок жизни самого мира, а пределом саморазвития ограничения, наложенные Творцом Мира или способность перехода в иной тип. Саморазвивающиеся системы не являются вершиной. Их потолок это полное осознание всех объективных законов существующего мира и максимальное приспособление его под свои потребности.

* Творческие созидательные системы. По своей сути это системы божественного уровня. Принципиальное отличие от просто саморазвивающихся систем заключается в способности осознанного выхода за рамки существующего мироздания и формирования свода законов своего собственного нового мира (Демиурги). Другим вариантом является проход в материнскую Вселенную для продолжения своего саморазвития в ней.



Комментариев нет:

Отправить комментарий